[Сценарий для детишек ]
Главная » 2015 » Сентябрь » 23 » Сценарий "Умники и умницы" в школе
10:37
Сценарий "Умники и умницы" в школе
Цель: Закреплять умения , сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать любознательность , самостоятельность, умение работать в коллективе и уметь радоваться успехам товарищей.

Материалы к занятию : Цветы “ ромашки”, схемы по сказкам, ребусы, фонограмма из мультфильма “Ну погоди “, телевизор, 2 черных ящика.

Ребенок 1:

Здравствуйте гости дорогие !
Здравствуйте!
В зал нарядный проходите
На наш конкурс поглядите
Вы нам рады?
Мы вам тоже!

Ребенок 2:

И чтоб было веселей
На веселую затею
Пригласили грамотеев.
А на умную затею
Приглашаем знатоков.

(Диалог между детьми)
-Послушай, а на этом конкурсе интересно будет?
-Наверно , интересно.
-А почему “ наверное”?
-А потому, что это зависит от нас и от нашего конкурса.

Ведущий: -А давайте сделаем такую красоту , чтобы на нашем конкурсе всем было весело и интересно.
-Доброе утро, уважаемые гости, жюри и участники конкурса. У нас сегодня необычный конкурс «Умники и Умницы» . На этом конкурсе соревнуются 2 команды. Команда «Радуга», поприветствуем их, и команда «Солнышко».
Ваши аплодисменты двум командам.
-А еще у каждой команды должен быть ведущий капитан. Кого предлагаете?
-А наши зрители посмотрят , кто же из нас будет самым догадливым и смекалистым. И кому сегодня будет сопутствовать удача.
-И так , наш интеллектуальный конкурс “Умники и Умницы “ объявляется открытым!
- А теперь участники конкурса обратят внимание на это табло. На этом табло расположены числа и карточки. Под каждым числом и карточкой содержится задание. Значит , чтобы получить задание , нужно выбрать число или предмет на карточке и назвать.
-Но вот вопрос , а какой команде мы первой предоставим выбирать.
-Для того, чтобы не было обидно я предлагаю конкурс для капитанов.

Конкурс «Запоминалочка»
И в тоже время он будет для них умственной разминкой ( Предлагается 8 карточек с предметами . Кто запомнит и назовет больше предметов, тот имеет право выбрать число, либо предмет на карточке первым).
(Команда выбирает число).

Конкурс «В мире животных».
-А что мы знаем о жизни наших животных. Викторина “ быстро и правильно отвечайте на вопросы “.
1.У какого животного есть иголки?
2. Кто всю зиму спит?
3. Какое животное меняет свою шубку?
4. Почему нельзя охотиться на животных весной?
5. Какое животное устраивает себе гнездо на дереве?
6. Почему говорят , что волка “ ноги кормят “?
7. Какого животного в сказках считают “ хитрой”?
8. Тощим или жирным ложится медведь спать в берлогу?
9. Какого животного можно назвать длинноухим?
10. Какого животного называют царем зверей?
11. Где живут пингвины?

Конкурс «Птицы – наши друзья».
-А что мы знаем о жизни наших пернатых? Викторина
1. Какая птица является у святым?
2. Назовите 2-3 домашних птиц?
3. Какая птица любит плоды рябины?
4. Какая птица не вьет себе гнезда?
5. Какая птица считается первым вестником весны?
6. Какую птицу называют ночным сторожем в лесу?
7. Самая маленькая птичка?
8. Назовите 2-3 зимующие птицы?
9. Почему в народе говорят, что “ сорока- воровка”?
10. Какую птицу называют лесным доктором?
11. Почему нельзя трогать яйца птиц?

Конкурс «Преврати себя в цветок».
Задание: Представьте себе, что вы ромашки. Где-то растете, чему-то радуетесь, о чем-то мечтаете, что-то видите ночью, кого-то боитесь и о чем-то шепчутся ваши лепестки.
Цветочки, как вы называетесь? Где вы растете? Чему радуетесь? Что видите ночью? Кого вы боитесь? О чем шепчутся ваши лепестки? (Команда отвечает на вопросы)

Конкурс «Успокой мальчика Айдара»
Задание: -На свете много разных слов. С помощью слов можно приласкать, огорчить, красиво поздравить и успокоить и т.д. Маленький мальчик Айдар пришел в детский сад. Мама оставила его и ушла. Он расплакался. Успокойте его с помощью этой игрушки. (Команда разыгрывает сцену).

Конкурс «Лучший диктор»
Задание: кто- нибудь из вашей команды сядет на этот стул и, как-бы по телевизору, расскажет нам какой-нибудь материал либо о животном, либо о насекомом, либо о птице.
И так конкурс «А знаете ли вы, что…» включаю телевизор. ( ребенок изображает диктора и что-то рассказывает).
Рекламная пауза

Конкурс «Лучший художник»
Задание: Художник Карандашкин начал рисовать клоуна, но не успел. Подумайте, как можно быстро дорисовать клоуна. ( ребенок дорисовывает клоуна)



-Что любит делать клоун?
-Передай жесты и походку клоуна и рассмеши нас. ( ребенок изображает клоуна)

(Баба-Яга входит. Она приготовила вопросы для детей по сказкам.)
Баба-Яга: -Ну что касатики, не ждали? Испугались? А я вот тут как тут прискакала на своей «десятке». Я всю ночь со своим другом Кощеем Бессмертным для вас готовила вопросы по сказкам. Приготовились отвечать?

Конкурс «А знаете ли вы мои сказки?»
1) Для начала, в какой квартире я живу?
2) А где это, в каком районе находится моя избушка?
3) Кто мой самый лучший друг?
4) Какие волшебные вещи есть в сказках?
5) Где спрятался седьмой козленок?
6) Где баба взяла муку на колобок?
7) Из чего фея сделала карету для золушки?
8) «А журавль все клюет и клюет, пока все не съел»- из какой сказки эти слова?
9) Как зовут мальчика, которого вырастили волки в джунглях ?
10) Из какой сказки эти слова «Не печалься, ступай себе с Богом, будет тебе новое корыто»?
11 ) Где находится смерть моего друга Кощея Бессмертного ?

(Баба-Яга расстраивается и по сотовому телефону звонит своему другу Кощею Бессмертному. Тот дает задание посложнее.)

Конкурс «Угадай сказки по схемам»
Задание: Посмотрите на эти схемы внимательно и, опираясь на них, скажите, какими сказками они могут быть.

(«Три поросенка»)


(«Три медведя»)


(«Волк и семеро козлят»)

(«Гуси лебеди»)
<<<<<<<<

Конкурс “ Угадай мелодию “

Задание:
1) Назовите три клавишных инструмента.
2) А теперь послушайте музыку и определите, что под эту музыку можно делать? ( звучит танцевальная музыка ). А теперь станцуйте.
Конкурс “ Ребусы “
Вероятно, каждый из вас не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и знаков. А это ребусы. Отгадайте ребусы.

Заключительный конкурс для капитанов «Черный ящик»
(Маг вносит под музыку 2 черных ящика. В ящиках находятся слова «грач», «заяц».)
Ведущий:- В этих ящиках спрятались слова. Каждая команда, задавая наводящие вопросы, должны отгадать слово.
Это предмет?
Это живое?
У нее есть крылья?
Это насекомое?
…………...?

(Подведение итогов жюри).
Ведущий:- На этом наш конкурс “ Умники и Умницы“ заканчивается. Я благодарю вас, уважаемые зрители, за вашу улыбку и блеск ваших глаз, а участникам конкурса желаю дальнейших успехов в следующих конкурсах. Молодцы! Так держать!Отборочный тур.

Вопросы.

1. Сколько лет Петруше Гринёву и Маше Мироновой?

2. Годы крестьянской войны под предводительством Пугачёва?

3. От кого узнали родители Гринёва о дуэли?

4. Поставьте ударения в словах (они написаны на доске): призреть, наперсник, обиняки, провидение.

5. Кто такой инвалид в царской армии?

6. О ком сказано в повести: он “был парикмахером, потом в Пруссии солдатом... Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности”?

7. ”Хорошо, коли дождёмся сикурса”. Что имел в виду капитан Миронов? 8. Швабрин: “Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию”. Что он имел в виду?

9. Как звали Савельича? 10. ”Единственное развлечение моё состояло в наездничестве”. Что такое наездничество?

Ответы.

1. Гринёву – 16–17 лет. Маше – 18 лет.

2. 1773–1775 годы.

3. От Швабрина.

4. Призреть, наперсник, обиняки, провидение.

5. Состарившийся на службе солдат.

6. О Бопре.

7. Помощь (военное, устаревшее).

8. Вызывал на дуэль.

9. Архип.

10. Выезд верхом в одиночку (или группой) против наездников противника.

За каждый правильный ответ – 1 балл;

в вопросе № 1 – 2 балла,

в вопросе № 4 – 4 балла;

таким образом, максимальное количество баллов – 14.

Розыгрыш дорожек

1-й агон

Вариант 1 (если в агоне участвуют одни девочки).

Маша Миронова приезжает в Петербург, чтобы просить императрицу о милости к её жениху Петру Андреевичу Гринёву. Вы, конечно, помните, что Маше повезло: она случайно встретилась в саду с Екатериной и, не узнав её, рассказала ей всю историю. И это спасло жизнь её любимому. А теперь представьте: вы – Маша Миронова. И вам предстоит прийти на приём к императрице. Через одну минуту выступите в роли Маши, обратитесь к императрице с нижайшей просьбой.

Вариант 2.

Попытайтесь объяснить, почему повесть, главными героями которой являются предводитель крестьянской войны Пугачёв и русский офицер Гринёв, называется “Капитанская дочка”?

2-й агон

Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Гринёву. Растолкуйте её смысл.

3-й агон

Во время бурана в степи Гринёву приснился сон. Пророческий сон. Выступите в роли толкователя сна.

Финал

Вариант 1.

Одной из основных тем повести является тема чести. Повести предшествует эпиграф “Береги честь смолоду”. Однако как понять это, когда повесть рассказывает о том, как царский офицер Гринёв во время войны с врагом престола и государства Пугачёвым вступает с последним в подозрительные товарищеские отношения, “дружески пирует с бунтовщиками, принимает от главного злодея подарки, шубу, лошадь и полтину денег”? Разве не погрешает Гринёв против офицерской чести? Разве не правы его обвинители?

Выступите в роли адвоката Гринёва.

Вариант 2.

”Батюшка Пётр Андреевич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй у злод... (тьфу) поцелуй у него ручку”.

”Что тебе стоит?” – спрашивает Савельич.

Вы – Гринёв. Ответьте на вопрос.

1-й агон

1. Узнайте, кто это?

Зелёная дорожка: “Он сидел, облокотясь на стол, и подпирал чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”.

Жёлтая дорожка: “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.

Красная дорожка: “Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклочена”.

2. Русский язык.

Объясните значение следующих слов, встречающихся в повести.

Зелёная дорожка: фортеция, супостат, реестр.

Жёлтая дорожка: оказия, челобитье, погребец.

Красная дорожка: ментор, стремянный, наперсник.

(Последний вопрос для этого игрока.)

3. История.

Зелёная дорожка: За кого выдавал себя Емельян Пугачёв? Почему?

Жёлтая дорожка: Как называется научное исследование о крестьянской войне, созданное Пушкиным? А под каким названием впервые было напечатано? Почему?

4. Зелёная дорожка: В какой полк был записан Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

2-й агон

1. Продолжите текст (можно своими словами, но правильно передайте смысл). Кому принадлежат эти слова?

Зелёная дорожка: “Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай...”

Жёлтая дорожка: “Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь...”

Красная дорожка: “Ну, детинушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету...”

2. География.

Зелёная дорожка: Какое оригинальное применение географической карте нашёл Петруша Гринёв?

Жёлтая дорожка: Куда и в каком году поехал Пушкин собирать материалы о Пугачёвском бунте?

Красная дорожка:

Вариант 1. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Петра Гринёва?

Вариант 2. Покажите на карте район Пугачёвского восстания.

3. Эпиграфы.

Зелёная дорожка: Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести? Объясните его смысл.

Жёлтая дорожка:

Объясните смысл эпиграфа к главе XI “Мятежная слобода”. “В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. // “Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?” – // Спросил он ласково” (А.Сумароков).

4. Этимология.

Зелёная дорожка: Как объяснил Пётр Гринёв генералу в Оренбурге, что такое “держать в ежовых рукавицах”? И что обозначает эта поговорка на самом деле?

3-й агон

1. Узнайте, кто это?

Зелёная дорожка: “И денег, и белья, и дел моих рачитель”.

Жёлтая дорожка: “Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отлично некрасивым, но чрезвычайно живым”.

Красная дорожка: “...тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.

2. Хорошо ли вы знаете текст?

Зелёная дорожка: Расставаясь при выезде из Симбирска с Зуриным, Гринёв “и не думал с ним уже когда-нибудь встретиться”. Однако встретился. Когда?

Жёлтая дорожка: Какой приговор был Гринёву?

Красная дорожка (последний вопрос): Разложите иллюстрации к повести по порядку в соответствии с развитием сюжета.

3. Кто и когда?

Зелёная дорожка: “С лихой собаки хоть шерсти колок”. По какому поводу и кто употребил эту пословицу?

Жёлтая дорожка (последний вопрос). “Конь и о четырёх ногах, да спотыкается”. Эта пословица дважды встречается в повести. Кто и по какому поводу употребляет её?

4. “Четвёртое лишнее”.

Зелёная дорожка: Андрей Петрович, Кузьма Иваныч, Архип Савельич, Авдотья Васильевна.

Финал

1. Зелёная дорожка: Несколько раз одежда героев играет решающую роль в спасении их жизни и жизни близких. Вспомните эти эпизоды (хотя бы два).

Жёлтая дорожка: “Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами”. Что бы вы исправили в этой фразе с точки зрения норм современного русского языка?

Красная дорожка: Какой похожий образ можно найти в повести Пушкина “Капитанская дочка” и в повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”? Объясните, в чём заключается сходство.

2. Зелёная дорожка: Выбери из данных портретов те, на которых изображены люди, имеющие отношение к событиям, описанным в повести “Капитанская дочка”. (Портреты: Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Иван Грозный, Г.Р. Державин, Е.Пугачёв и другие.)

Жёлтая дорожка: Что более всего расстроило отца Петра Гринёва, когда он получил известие о том, что Петра ссылают в Сибирь за участие в замыслах бунтовщиков?

Красная дорожка (последний вопрос): Имена каких русских писателей XVIII века упоминаются в повести (в том числе в эпиграфах)? В повести – в связи с чем?

3. Зелёная дорожка: Какую песню пели пугачёвцы во время военного совета-пира? Какое впечатление она произвела на Гринёва?

Жёлтая дорожка (последний вопрос): С чем связано переименование реки Яик в Урал?

4. Зелёная дорожка: Как, судя по повести “Капитанская дочка”, относится к восстанию Пугачёва А.С. Пушкин?

Ответы

1-й агон

1. Зелёная дорожка: Пугачёв.

Жёлтая дорожка: Екатерина II.

Красная дорожка: Швабрин.

2. Зелёная дорожка: фортеция – крепость; супостат – враг; реестр – список, перечень.

Жёлтая дорожка: оказия – случай; челобитье – прошение; погребец – дорожный сундучок.

Красная дорожка: ментор – наставник, воспитатель (по имени воспитателя сына Одиссея); стремянный – слуга, ухаживающий за лошадью своего господина; наперсник – человек, пользующийся особым доверием.

3. Зелёная дорожка: За царя Петра III. Пётр Фёдорович, муж Екатерины II, убит по её приказу в 1762 году, то есть Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота. Было много недовольных. Ходили слухи, что Пётр III жив. Поэтому Пугачёв выдал себя за истинного государя.

Жёлтая дорожка: “История Пугачёва”. “История Пугачёвского бунта” – по требованию цензуры. Первое название – уважительное по отношению к Пугачёву.

4. Зелёная дорожка: в Семёновский полк.

2-й агон

1. Зелёная дорожка: “...послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.

Жёлтая дорожка: “...слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

Красная дорожка: “...что мы люди бравые и присяжные”.

2. Зелёная дорожка: Сделал из неё воздушного змея.

Жёлтая дорожка: Осенью 1833 года в Оренбургскую и Казанскую губернию.

Красная дорожка:

Вариант 1. В Казани.

Вариант 2. Показать на карте.

3. Зелёная дорожка: Береги честь смолоду.

Жёлтая дорожка: Имеется в виду Пугачёв.

4. Зелёная дорожка: “Обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли”.

3-й агон

1. Зелёная дорожка: Савельич.

Жёлтая дорожка: Швабрин.

Красная дорожка: Белобородов, соратник Пугачёва.

2. Зелёная дорожка: По пути к Белогорской крепости, возвращаясь со спасённой Машей Мироновой.

Жёлтая дорожка: “Сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”.

Красная дорожка: рассказ об иллюстрациях.

3. Зелёная дорожка: Савельич. После того, как Пугачёв прислал Гринёву лошадь и овчинный тулуп.

Жёлтая дорожка:

1) Савельич в письме к Андрею Петровичу Гринёву, в рассказе о дуэли: “А что с ним случилась такая оказия, то быть молодцу не без укора: конь и о четырёх ногах, да спотыкается”.

2) Савельич пришёл с “реестром барского добра” к Пугачёву. “Это раскрали злодеи. Виноват: обмолвился... Не гневись: конь и о четырёх ногах, да спотыкается”.

4. Лишнее: Кузьма Иваныч.

Финал

1. Зелёная дорожка:

1) заячий тулуп (спас от смерти Гринёва).

2) одежда Екатерины II: Маша не узнала царицу в простом утреннем платье, поэтому была с ней откровенна и благодаря этому спасла жениха.

3) крестьянская одежда на Маше спасла её от пугачёвцев, когда она, больная, лежала у попадьи.

Жёлтая дорожка: в креслах (в современном русском языке – в ед.ч. – в кресле).

Красная дорожка. Образ Екатерины II. Спасительница, великодушная, добрая.

2. Зелёная дорожка: Екатерина II, Суворов (руководил правительственными войсками при подавлении пугачёвского восстания), Державин (участвовал в подавлении пугачёвского восстания), Пугачёв.

Жёлтая дорожка: “Не казнь страшна... Но дворянину изменить своей присяге!.. Стыд и срам нашему роду!”

Красная дорожка: Б.Я. Княжнин, А.П. Сумароков, М.М. Херасков.

В повести:

1) Через несколько лет после описываемых событий А.П. Сумароков похвалил стихотворные опыты Гринёва.

2) В.К. Тредиаковский ( Швабрин назвал его своим учителем).

3. Зелёная дорожка: “Не шуми, мати зелёная дубравушка”. Вызвала “пиитический ужас”.

Жёлтая дорожка: Чтобы из памяти людей вытравить воспоминания о пугачёвском восстании, чтобы название реки не напоминало о яицких казаках.

4. Зелёная дорожка: ответ участника.

Список литературы для подготовки учащихся к игре:

А.С.Пушкин. Капитанская дочка.(любое издание).
Категория: Тематические | Просмотров: 237 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar