08:53 Сценарий "Блокада Ленинграда" в дк | |
Ученик (Чижов Матвей) (слайд 1) Опять война Опять блокада? А может нам о них забыть? Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить…» И может показаться: правы И убедительны слова Но даже если это правда Такая правда – не права! Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Видеофрагмент 1 Учитель: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию. Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли. (слайд 4) Ученик 1 (Кириллов Даниил): Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. (слайд 5) Ученик 2 (Кукина Анастасия): А женщины рыли окопы вокруг города. (слайд 6) Ученик 1: Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. (слайд 7) Ученик 2: Началась эвакуация мирных жителей. (слайд 8) Ученик 1: Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Ученик 2: Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. (слайд 9) Ученик 1: Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Видеофрагмент 2 Ученик 2: Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Ученик 1: Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября. (слайд 11) Ученик 2: Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». (слайд 12) Ученица (Тишина Саша): Домов затемненных громады В зловещем подобии сна В железных ночах Ленинграда Осадной поры тишина Но тишь разрывается воем Сирены зовут на посты И бомбы свистят над Невою Огнем обжигая мосты. Ученик (Набережнов Егор): Как бы ударом страшного тарана Здесь половина дома снесена И в облаках морозного тумана Обугленная высится стена. Ученица (Набережнова Мария): И пусть я все забуду остальное- Мне не забыть, как на ветру дрожа, Висит над бездной зеркало стенное На высоте шестого этажа. Ученик 1: Наш город называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать. (слайд 13- 16) Ученик 2: Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской. (слайд 17) Ученик 1: Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник НиколаюI и ПетруI – основателю нашего города. (слайд 18-19) Ученик 2: Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло: Хлебное зерно и мука на 35 суток; Крупа и макароны на 30 суток; Мясо и мясопродукты на 33 суток; Жиры на 45 суток; Сахар и кондитерские изделия на 60 суток. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. (слайд 20) Ученик 1: Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. (слайд 21) Ученик 2: Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. (слайд 22) Ученик (Кривов Матвей): Вагоны у пустых вокзалов стынут И паровозы мертвые молчат Ведь семафоры рукавов не вскинут На всех путях, ведущих в Ленинград! Луна скользит по небу одиноко Как по щеке холодная слеза И темные дома стоят без стекол Как люди, потерявшие глаза. Ученица (Кораблина Валерия): Лютует беспощадная зима Снарядов гул висит над Ленинградом И, словно люди, падают дома Лежат в снегу дома и люди рядом Но далеко, за лесом, там, Где белый лед сомкнулся с белым небом Уже идут, идут машины к нам Идут по Ладоге машины с хлебом. Ученик 1: А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. (слайд 23) Ученик 2: Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. (слайд 24) Ученик 1: На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба. В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар. Можно было выскочить из машины! Но как же детишки? Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины. (слайд 25-26) Ученик 2: Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего. (слайд 27) Ученик 1: Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. (слайд 28) Ученик 2: Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…(слайд 29- 30) Учитель: Вот видеосъёмка тех лет… Ученик 1: За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города. (слайд 32) Ученица (Гринева Елизавета): Я в гору саночки толкаю. Еще немного - и конец. Вода, в дороге замерзая, Тяжелой стала, как свинец. Как хорошо, что ты замерзла, Святая невская вода! Когда я поскользнусь под горкой На той тропинке ледяной, Ты не прольешься из ведерка, Я привезу тебя домой. (слайд 33) Ученик 1: Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.(слайд 34-35) Ученик 2: Работала Публичная библиотека. (слайд 36) Ученик 1: Работали школы. (слайд 37) Ученик 2: Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. (слайд 38) Ученик 1: Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. (слайд 39) Ученик 2: Помогали в госпиталях. (слайд 40) Ученик 1: Разбирали письма на почте. (слайд 41) Многие мальчики и девочки были награждены медалями. (слайд 42-43) К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.(слайд 44) Ученик 2: 18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.(слайд 45-47) Ученик 1: И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. (слайд 45-47) Ученик 2: А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! (слайд 48) Ученик 1: Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость. Пришла долгожданная победа! Конец войне! (слайд 49) Ученик 2: В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком. (слайд 50) Ученица (Белова Вероника): Свой город отстояв ценою бед Не сдали Ленинграда ленинградцы Да, в нем ключи чужих столиц хранятся Ключей к нему – в чужих столицах нет! Он встал, как страж, на сумрачном заливе Вонзая шпили в огненный рассвет Есть города богаче, есть счастливей Есть и спокойней, но прекрасней – нет! (слайд 51) Ученик ( Мурманцев Константин): Улицы, ограды парапеты Толпы, толпы.. Шпиль над головой Северным сиянием победы Озарилось небо над Невой. Ученица (Бердникова Алина): Гром орудий, но не грохот боя Лица, лица… Выраженье глаз Счастье, радость… Пережить такое Сердце в состоянье только раз. (слайд 52) Ученик (Ковалев Игорь): Рыдают люди и поют И лиц заплаканных не прячут Сегодня в городе салют! Сегодня ленинградцы плачут… ( слайд 53 – Звучит Песня Герои былых времен) | |
|
Всего комментариев: 0 | |